Бергдамы - загадочные люди пустыни Калахари

Они отличаются необычной внешностью, странными привычками, дикими нравами. Бергдамы никогда не моются, так как боятся воды, живут в примитивных хижинах из веток, занимаются рабским трудом для других племен. Неизвестно, кто они- потомки деградировавшего племени, или же вымирающий примитивный народ.

Бергдамы разговаривают на одном из диалектов языка готтентотов, так как долгое время были их рабами. Возможно, у них существовал свой родной язык, но они его забыли. Есть у них и слова, схожие со словами языка суданских негров. Некоторые антропологи считают, что готтентоты привезли с собой бергдамов в Юго-Западную Африку с севера, и что те за сотни лет смешались с другими африканскими расами. В том числе с суданскими неграми, которые также имеют очень темную кожу. По другой точке зрения, бергдамы — это потомки местного южноафриканского народа, порабощенные готтентотами и гереро.

Племя в настоящее время живет в горных райнах, где существует благодаря охоте и собирательству. Часть обитает в резервациях к северу от Брандберга у реки Уга. В резервациях они ютятся в жалких хижинах из травы, напоминающих стога сена, посреди пыльной равнины, всего- несколько десятков человек. Эти примитивные люди сеют кукурузу на небольших участках у берега реки, держат коз.

Бергдамы – печальные и апатичные; одни из них - высоки и худы, другие низкорослы и полны, причем каждый имеет свой, не похожий на другие овал лица. Правда, большинство отличают крупные черты и низкий лоб. Если прийти в их деревню, то бросается в глаза картина всеобщего упадка: на взрослых - лохмотья, а дети бегают голыми возле хижин. Женщины готовят пищу на кострах. Особенно часто в сезон дождей они варят суп из термитов. По ночам бергдамы ловят кузнечиков, малоподвижных из-за холода. Поджаренные кузнечики очень питательны и вкусны. Если нет мяса и насекомых, бердгамы питаются корнями растений, ягодами, насекомыми, медом диких пчел.

Сами бергдамы называют себя «черными людьми», так как цвет их кожи очень темный даже для Африки. Понять сложно – то ли это следствие природного цвета тела, то ли результат грязи, налипший на коже за много лет. Дело в том, что бергдамы испытывают религиозный страх перед водой: они считают, что вода приносит несчастья и мыться ни в коем случае нельзя.

Правда, за зубами они следят очень тщательно, и бросается в глаза ослепительная их белизна. Для того, чтобы зубы были белые, бергдамы постоянно жуют небольшой комочек кожи и чистят зубы щетками, вырезанными из дерева. Правда, их зубы быстро изнашиваются, так как пища очень грубая. Сточившиеся зубы вырывают жестоким способом. «Зубной врач» садится перед пациентом. Он вдавливает заостренную палочку в десну под зуб, сильно ударяет по ней камнем — вот и вся операция.

В селении есть общий костер, где постоянно поддерживается священный огонь. Возле этого святилища вы никогда не увидите женщин и детей. Считается, что они могут осквернить огонь, и в этом случае племя постигнет несчастье. Новый священный огонь должны зажигать старейшие мужчины племени, выполняя определенные обряды, уходящие корнями в далекое прошлое. К огню обращаются также для удачи на охоте.

За многие годы рабства и подчинения бергдамы научились быть хорошими и надежными работниками, но все же эти годы не прошли бесследно. У бергдамов нет вождей, нет законов племени. Видимо, века притеснений не заставляли их задумываться о принципах моральной справедливости.

Те, кто живут в горных отдаленных уголках, еще более дикие. Они сохранили поклонение Камабу – богу Солнца и дождя, хозяину жизни и смерти. Камабу, по представлениям бергдамов, покровительствует охоте. Связь с этим всемогущим божеством поддерживается с помощью колдунов, которые могут выступать и лекарями. Если лекарь, связавшись с божеством, понимает, что Камабу хочет взять жизнь больного, то беднягу оставляют на произвол судьбы, не оказывая ему никакой помощи. Обычно такая печальная участь ждет стариков и слабых, которые не в состоянии добывать себе пищу.
Иногда врачеватель принимает роковое решение, когда ему не понравится угощение, преподнесенное семьей больного. Он приходит к выводу, что болезнь послана богом, все покидают больного, и он умирает в одиночестве. Бергдамы настолько привыкли к этой традиции, что воспринимают мнение колдуна, как приговор и покоряются уготованной им участи.

В том случае, если лекарь решит, что болезнь послана умершими родственниками пациента, он начинает лечение. Массируя больного, лекарь гонит болезнь в какую-либо часть тела, откуда ее выжигает головней. Так на теле бергдамов появляются шрамы, похожие на татуировки. Иногда болезнь высасывается и выплевывается в скорлупу страусового яйца на тлеющие угли. Интересно, что многие примитивные народы лечат недуги подобным образом. Похожие обычаи есть и в горах Новой Гвинеи.

Мертвых хоронят как можно скорее, чтобы мертвец не начал мстить. Правда, выдающиеся умершие могут получить место у вечного священного огня Камабу на небе, где будут жить так же, как на земле. Так как живые родственники боятся, что мертвецы могут соскучиться и напустить болезнь, чтобы оказаться вместе в небесной обители, подобие гроба заваливается тяжелыми камнями – от греха подальше.

Они считают, что Камабу любит лакомиться мясом трупов, и именно поэтому в древних могилах и лежат одни скелеты.

Бергдамы, которые живут в горах, часто одеваются в шкуры. Правда, они любят украшать свои грязные тела, особенно женщины – увешиваются самыми разнообразными «драгоценностями». Самые распространенные - ожерелья из скорлупы страусовых яиц, кожаные браслеты — признак достатка, так как после удачной охоты муж обычно дарит жене такой браслет. Мужчины носят в ушах стальные или медные серьги.

Особый обряд - церемония посвящения во взрослую жизнь. Девушка считается взрослой, когда у нее развивается грудь. Пока она не выйдет замуж, ей запрещают есть пищу, которую едят замужние женщины. Кусочки запретной пищи растираются в порошок, которым заполняются надрезы под грудями. Когда заживут ранки, девушка считается взрослой. Следующий этап - первая менструация. Затевается праздничный пир, для которого закалывают козу. Девушку обвешивают украшениями, и старшие женщины учат ее уму-разуму. Ей, например, советуют избегать парней, пока она не вступит в брак.

Посвящение юношей производится в три этапа с годовыми перерывами. Обычно для этого готовят группу подростков. Их отправляют на охоту. Пока те охотятся, в селении режут и потрошат козу. Кусочки кишок и мочевой пузырь надувают, а потом разрезают на кусочки. Юноши, возвратившись с охоты, вкладывают в волосы эти кусочки. То, что они добыли, съедают соплеменники, а сами охотники остаются голодными. Поесть им разрешается на второй день охоты. После двойного повторения этого обряда юноши считаются взрослыми и могут сидеть с мужчинами вокруг священного огня.

Став взрослыми и пройдя посвящения, бергдамы могут жениться, но свадебных церемоний у них нет. Правда, при рождении ребенка отправляются определенные ритуалы. Во время разрезания пуповины, например, отец поджаривает кусок мяса, втирая в свое грязное тело стекающий жир. Затем чешуйки жирной грязи собираются в кожаный мешочек, который в дальнейшем служит ребенку амулетом. Прикрепляя этот кожаный мешочек к шее своего дитятки, отец плюет ему на грудь, растирает плевок и несколько раз повторяет его имя. Если в семье рождается двойня, то это считается дурным предзнаменованием и одного близнеца хоронят заживо.

В настоящее время бергдамы причислены к вымирающим народам. Бергдамские женщины считают особой честью родить ребенка от мужчины другого народа, и дитя смешанного брака считается принадлежащим иному роду-племени. Вполне вероятно, что спустя столетие на земле не останется бергдамов, их происхождение так и не будет разгадано.

Рейтинг: 
Голосов пока нет

Комментарии

Добавить комментарий