«Лодки любви» императора Калигулы

Гай Юлий Цезарь Август Германик, более известный, как Калигула, обладал безмерной порочностью в сочетании с безграничной властью. Своего любимого коня Инцитата он сделал сенатором Рима. А свободное время проводил, предаваясь гнусному разврату под парусами на озере Неми.

Капризного и безумного императора всегда влекло это вулканическое озеро к югу от Рима. Когда он пришел к власти, то велел незамедлительно возвести на озере возле святилища богини Дианы дворец для поклонений. Чувственный культ Дианы позволял ему под видом религиозных обрядов предаваться кровопролитию и извращениям. Но дворца было мало. И тогда он приказал построить два гигантских корабля — украшение озера. Один должен был символизировать Храм Дианы, второй - быть пышным прогулочным кораблем для развлечений «отца отечества» и его приближенных.

Не сохранилось никаких источников о том, как эти «лодки любви» строили. Но историки долгое время считали, что принадлежали они именно Калигуле. Они были правы, но находка двух этих гигантов заставила их пересмотреть некоторые представления о том времени.

Когда оба корабля подняли со дна озера, стали видны их истинные размеры. И понятна их кричащая роскошь. Для озера Неми размером всего в одну милю были непомерно большими, одно — 71 м в длину и 21 м в ширину, второе 60/20. Но еще больше поражало то, из чего и как они были сделаны.

Глиняные трубы, которые обогревали мраморные мозаичные полы, водопровод с горячей и холодной водой, бронзовые краны, кругом позолота. Также были найдены гвозди, обработанные защитным раствором от коррозии. Этими гвоздями крепились деревянные части лодок.
Плавучие дворцы приводились в движение при помощи сотни гребцов. Причем на большем корабле весла располагались на выступающих за пределы борта помостах — апостиках, одним веслом управляло 4-5 гребцов. На меньшем по размеру судне весел не было вообще. Скорее всего, его буксировали большим кораблем. Сложно поверить, что такую уникальную инженерную и архитектурную систему создали 2000 лет назад.

По свидетельству римского историка Светония, на «лодках любви» имелось достаточно места для бань и трапезных, для виноградных и фруктовых садиков, где постоянно пел хор и суетились танцовщицы.

Жестокий садист Калигула взошел на трон, когда ему было 25 лет. Получив власть и богатство, он щедро вкладывался в собственные наслаждения и удовольствия. А море тоже являлось его слабостью. Поэтому на любимом корабле он мог находиться целыми днями.

В возрасте 29 лет императора убили его же охранники в собственном дворце на холме Палатин в Риме. «Лодки любви» незамедлительно уничтожили. Их затопили в рамках «проклятия памяти». Для государственных преступников в Древнем Риме существовала такая форма посмертного наказания.

В 1444 году, через 14 веков забвения, остовы кораблей нашел кардинал Просперо Колонна, увлеченный тогдашней модой на античность. От местных рыбаков он узнал, что к юго-востоку от Рима в районе Альбаво, на дне озера Неми лежит большой корабль, окутанный тайнами и легендами. В сети рыбаков часто попадались деревянные и металлические предметы. Древесину они высушивали и отапливали дома, а металл переплавляли на инвентарь и оружие.

Экспедиция, организованная кардиналом, под руководством видного архитектора Баттисто Альберти исследовала остов корабля при помощи ныряльщиков. Была даже попытка поднять судно. Но настила из деревянных бочек с лебедками и канатами оказалось не достаточно. Удалось поднять на поверхность лишь кусок носа загадочного корабля.

В 1535 году сеньор Франческо де Марчи тоже предпринял попытку исследовать корабль. Он соорудил деревянный водолазный костюм в виде колокола с металлическими обручами. Колокол прикрывал только верхнюю часть тела. Отважный водолаз де Марчи спускался в этом костюме на дно и заработал себе неприятную кессонную болезнь. Кроме того, через маленький иллюминатор в костюме он почти ничего не увидел, к тому же вода в озере была слишком мутной. Попытка поднять остов корабля на поверхность также провалилась. Де Марчи лишь нанес повреждения корпусу.

Экспедицию на Неми организовал в 1885—1889 годах британский посол в Италии лорд Сейвайл. Крюками он распотрошил загадочное судно, забрав все самое ценное — украшения из золота и мрамора, мозаики и бронзовые орнаменты. Впоследствии часть этих трофеев попали в британские музеи.

В 20-х годах XX века подводные археологи нашли корпус еще одного корабля недалеко от берега озера Неми. Правительство Муссолини приняло решение, что они являются национальным достоянием, и в 1927 году было принято решение приступить к подъему лодок.

Вначале воду озера Неми через природный туннель перекачали в соседнее озеро Альбано. Затем проложили рельсы и вытащили корабли Калигулы на берег. Вся операция длилась пять лет с 1927 по 1932-ой год. Знаменитым «Лодкам любви» предстояло потрясти мир второй раз за 2000 лет.

Сохранность кораблей поразила даже археологов. Сооружения потрясли специалистов совершенством форм и мастерством исполнения. Множество предметов того времени было впоследствии отреставрировано: бронзовые головы зверей с причальными кольцами, голова медузы Горгоны, голова волчицы Ромула и Рема, статуя сестры Калигулы, рука-талисман.

Рейтинг: 
Голосов пока нет

Комментарии

Добавить комментарий