ПИГМЕИ ЭФЕ – ЗАГНАННЫЕ В ГЛУБИНУ ЛЕСОВ

Эфе - карликовый народ «величиной с кулак», проживающий в тропической Африке. Как и все пигмеи бамбути, они имеют довольно архаичную культуру. Эфе не умеют изготавливать каменные орудия и добывать огонь. Эти карлики верят, что душа каждого человека после смерти воплощается в тотемическое животное. Некоторые антропологи считали бамбути потомками неандертальцев. Но генные исследования показали, что они - обычные люди, которые получили особый ген 50 – 90 тысяч лет назад.

Первые упоминания о странных маленьких людях имеется в древнеегипетских надписях 3 тысячелетия до н. э.. Позже Гомер писал о сказочных карликах, которые по размерам были подобны лягушкам и часто становились жертвами журавлей, которые летали над океаном бурливым и «роду пигмеев погибель с собой принося и убийство».

В VII веке нашей эры китайский историк Ли Тай подробно описал карликов ростом лишь 3 чи (90 см), проживающих к югу от Римской империи. Первые европейцы столкнулись с «матимба» - низкорослым народом, в XVI-XVII веках в Западной Африке. В 19 веке существование пигмеев было подтверждено немецкими и русскими путешественниками, исследующими бассейн реки Итури. В 1934 году было открыто племя эфе экспедицией М. Гузинде. После этого в реальность существования карликов уже никто не сомневался.

Рост мужчин-пигмеев не превышает 142-145 см. Характерными особенностями являются: крупное туловище на коротких ногах, светло-коричневая кожа, курчавые темные волосы, тонкие губы, узкое и низкое переносье. Внешне они немного напоминают негроидов, но считаются отдельной расой.

 

До расселения банту пигмеи занимали всю центральную Африку, но затем были оттеснены в леса. Сейчас они так привыкли жить в чащобе, что не выносят прямых лучей солнца и, оказавшись на открытом пространстве, стараются как можно быстрее вернуться в родные дебри.

Африканцы нормального роста презирают своих маленьких соседей. Из-за этого племена эфе, живущие в бассейне Итури, меньше всего подверглись смешиванию с соседями. Но случаи женитьбы высокорослых мужчин на крошках-женщинах эфе все-таки случаются.

Так было и с Абаму. Несколько лет назад этот мужчина банту женился на девушке своего племени, но их первый ребенок умер, и жена больше не могла забеременеть. Абаму взял второй женой симпатичную девушку из племени эфе. Мужчины племени эфе не в восторге от таких браков, ведь для них найти спутницу жизни - проблема. Но они, несмотря на это, отдают в жены банту своих девушек совершенно бесплатно, так как рады породниться с высокими покровителями. Если же от связи мужчины-пигмея и негритянки рождается ребенок, то его изгоняют из высокорослого племени. Его единственный путь - в лесную чащу, к родственникам – пигмеям, которые даже в 21 веке по уровню развития не достигли каменного века.

Эфе, как и все пигмеи, до сих пор не умеют добывать огонь и бережно переносят пламя с собой, следя, чтобы оно не потухло. Их день на 99 процентов занят охотой и сбором растений. Каменные орудия также неведомы этим детям тропического леса. Для охоты они используют лук и стрелы с отравленными наконечниками. Пигмеи выменивают кое-что у других племен на дичь, добытую на охоте, которой у них всегда много, ведь они - великолепные охотники.

 

Любимое мясо – слоновье, но это лакомство – редкость, один раз в несколько лет. Обычная же добыча - антилопы, обезьяны. Не гнушаются они и рыбой. Пигмеи используют особый метод ловли рыбы – отравление растительными ядами. Рыба засыпает, всплывает на поверхность, и её можно собирать руками. Эфе собирают столько рыбы, сколько необходимо, а остальную опускают (она просыпается через полчаса).

 

Мужчины также собирают лакомство- мед. Эта работа считается трудной и опасной. Если же драгоценная добыча получена, то добытчики наедаются медом так, что животы становятся, как барабаны. По наблюдениям Роберта Байли, примерно десятая часть времени у эфе уходит на поиски меда. Мед составляет около 14 процентов калорий в общем объеме питания эфе.

Женщины ежедневно в сопровождении детей собирают вокруг своего лагеря дикорастущие корнеплоды, листья съедобных растений и плоды, ловят червей, улиток, лягушек, змей и рыб. После того, как все улитки съедены и все коренья выкопаны, Эфе меняют место обитания.

Несмотря на кочевой образ жизни, каждое племя имеет свою территорию, переходит в другую область леса, но странствуя в пределах установленных границ. Охота на чужих землях может повести к враждебным столкновениям. Такие столкновения - редкость, ведь по своей сути пигмеи эфе – неагрессивны.

 

Все исследователи отмечают, что они радуются по любому поводу. Особая причина для восторгов - удачная охота. Чтобы она прошла удачно, эфе строго соблюдают суеверные охотничьи правила и запреты, совершают магические обряды. Они обращаются к лесному духу - Торе, прося его помочь в промысле.

Так как каждый род имеет свой тотем- животного (чаще всего леопард, шимпанзе, а также змеи, разные обезьяны, антилопы, муравьи и пр.), то к нему относятся как к близкому родственнику, называют «дедушка», «отец». Дикари верят в происхождение родов от своих тотемов. Во время пира исключается употребление мяса тотемного животного.

После пира они поют и пляшут, часто по 4-5 часов подряд. В полнолуние танцы затягиваются на всю ночь. Танцуют маленькие люди самозабвенно, под грохот барабанов. Танец «охота на слона» — самый известный и популярный у пигмеев.

 

Рождение ребенка - не повод для праздника. Ребенок может умереть от укуса змеи, от лихорадки, его может утащить гепард. Праздник наступает, когда человек вступает в пору зрелости и в племени появляется пара рабочих рук. Обычно тогда дикари пируют 3-4 дня, танцуют и пьют пальмовое вино.

 

Обряд инициации — один из самых важных у пигмеев и только после его успешного его завершения юноша становится полноценным членом племени. Обряды совершаются коллективно над целой группой мальчиков от 9 до 16 лет. Их подвергают обрезанию и другим тяжелым испытаниям: бьют, мажут разными нечистотами, запугивают плясками в страшных масках, заставляют лежать неподвижно на животе. Весь ритуал посвящения связан с образом лесного духа Торе. Инициации рассматриваются, как своего рода приобщение к магической силе, необходимой охотнику.

Инициация у девочек называется «има». Има — это дорогой и редкий праздник с пиром горой и плясками до упада. Чаще всего две-три семьи справляют има для своих дочерей одновременно. Виновницы торжества накануне сидят 2 месяца взаперти в церемониальной хижине. Лишь старухи приходят к ним, уча уму-разуму.

 

К празднику готовят «мбугу» — праздничную накидку из лубяной материи. Ее изготовление - настоящее искусство. Нужно найти лиану особого сорта. Выделанную ткань затем красят, расписывая узорами, которые являются настоящим произведением искусства.

 

Вначале ткань обрабатывают соком фрукта тато (он дает черный цвет, смешавшись с угрями от костра). Мастерица покрывает ткань затейливым рисунком из пересекающихся линий. Затем в ход идет красная краска из сердцевины дерева ндо. Потом добавляется еще один цвет, желтый, из корней растения бинджали. Накидка готова! Завершение наряда – затейливые повязки из перьев попугаев. Виновницы торжества теперь будут в центре мужского внимания.

Веяния нового времени также присутствуют. В губах у красавиц должны быть зажаты банкноты - символ богатства. Без них девушка-эфе не будет выглядеть зажиточной. К сожалению, праздников у маленького народа становится все меньше.

Они столкнулись с большой проблемой - гибелью тропического леса. Их вотчину истребляют ради новых сельскохозяйственных угодий, исчезают зверье и птицы. Эфе вынуждены уходить в лес все дальше и дальше, нарушая привычные связи с банту. Их жизни – под угрозой.

Рейтинг: 
Голосов пока нет

Комментарии

Добавить комментарий