Неразгаданные тайны древнего дворца, построенного китайцами в сибирской степи
В 40-х годах прошлого века, прокладывали шоссе в столице Хакасии — городе Абакане. На пути рабочих был небольшой холм. Под ним обнаружили руины древнего дворца и круглые диски с иероглифами. Дворец этот датируют первым веком нашей эры.
Раскопки начались после войны. От дворца осталась нижняя часть стен. Прямоугольное здание размерами 45 на 35 метров было ориентировано по сторонам света. В центре был большой зал, а вокруг него – 20 комнат. Некоторые стены были очень толстыми — до двух метров.
На глинобитном полу остались следы от отопительных жаровен. Провалившаяся черепица показывала, что у здания была четырхскатная двухъярусная крыша. Кровля лежала на четырёх колоннах. По краю крыши были расположены круглые декоративные диски с надписями.
Деревянная дверь дворца не сохранилась, но внутри археологи нашли две бронзовые дверные ручки. На них массивные кольца идут как продолжение усов неких чудовищ. Также на территории дворца нашли керамику, мелкие украшения и железный нож.
Но кто, когда и зачем построил китайский дворец среди безбрежной степи, где веками жили племена скотоводов?
Руководители раскопок пришли к выводу, что это руины дворца китайского полководца Ли Лина, которого племена хунну взяли в плен в 99 году до нашей эры. Китайские надписи на дисках, их стиль и грамматика, указывают на время правления китайской династии Хань (3 век до н. э. – 3 век н. э.). Но не все учёные согласились с такой датировкой.
Кто такой Ли Лин
Удачный полководец и мастер стрельбы с коня Ли Лин по приказу императора пошёл в поход на гуннов в 99 году до нашей эры . В горах Алтая 5000 воинов Ли Лина столкнулись с 30 000 конниками правителя гуннов. Китайцы сражались отчаянно храбро. Они использовали повозки как укрытие, сокрушая гуннов волнами стрел. Потом к гуннам пришло подкрепление. Ли Лин отступил дальше в горы. Взаимные обстрелы, отступления по горам и болотам и нехватка еды измотали китайцев. Так продолжалось несколько недель, пока Ли Лин не сдался. Из 5000 воинов только 400 пробились домой в Китай.
Когда император узнал о капитуляции полководца, то от ярости хотел казнить его семью. Сыма Цянь, известный китайский историк и друг Ли Лина, заступился за семью в суде. За нелестные слова о шурине императора, который тоже воевал так себе, Сыма Цяня обвинили в оскорблении величия. В наказание его кастрировали.
И всё-таки император послал спасательный отряд за Ли Лином, но тот уже перебежал на сторону врага, взял в жёны дочь гуннского правителя и стал местным князем. По иронии судьбы, в 90 году до нашей эры, при очередном наступлении гуннов на Китай, Ли Лин вёл 30 тысяч уже гуннских конников против китайцев в горах Алтая, но проиграл. Тем временем, семью Ли Лина в Китае уже казнили.
Когда в Китае на престол вступил новый император, старые друзья Ли Лина добились прощения перебежчика и уговаривали его вернуться домой. Но тот отказался и сказал, что уже стал иностранцем и ему “стыдно второй раз переобуваться”.
Дворец в Хакасии, как считают учёные, был резиденцией Ли Лина. Хотя в источниках об этом нигде не говорится.
Память о Ли Лине сохранилась у енисейских кыргызов и спустя тысячу лет. Кыргызские каганы вели свою генеалогию от Ли Лина, а Танская династия официально признавала их его потомками.
Всё-таки не Ли Лин
Бронзовые дверные ручки — основной источник, чтобы определить возраст дворца, а, следовательно, его хозяина. Такие дверные ручки были популярны в Китае с 5 века до нашей эры. В ханьское время они были уже на каждом дворце и храме. На них изображали морды мифических животных. Это значит, что дворец построили в ханьское время.
Надписи на черепице и декоративные диски подтверждают это. Именно в ханьское время появилась традиция писать благожелательные надписи везде: на одежде, черепице, зеркалах и так далее. На черепице из «дворца Ли Лина» мы читаем: «Сыну Неба тысячу осеней и десять тысяч лет вечной радости без горя».
Но на надписях в словосочетании чанлэ ‘вечная радость’ первый иероглиф заменен другим знаком, но с тем же значением и чтением. Император Ван Ман, который узурпировал трон в 9 году нашей эры, изменил написания иероглифа «чан» в названии столицы империи – города Чанъань. После реставрации ханьской династии в 23 году эти нововведения отменили. Поэтому надписи ханьского времени с новым иероглифом «чан» точно относятся к времени Ван Мана. Это означает, что черепицу дворца изготовили не раньше 9 и не позже 23 года.
Так что Ли Лин вряд ли жил в дворце, который построили через век после его смерти. Но если не Ли Лин, то кто?
Китайский археолог и писатель Го Можо считал, что дворец принадлежал одной из китайских принцесс, которую отдали в жёны правителю гуннов при очередном перемирии. За всю историю известно лишь 5 таких случаев, ведь отдать китайскую принцессу за варвара-кочевника было чем-то экстраординарным. Эти принцессы описывали в стихах свою жизнь среди кочевников. Из них мы знаем, что им приходилось жить в юрте, носить овечий тулуп и есть мясо с молоком. Тем не менее, никто не описывает жизнь во дворце. К тому же, зачем строить дворец принцессе так далеко от мужа, где-то в хакасской степи?
Исследовательница Эльга Вадецкая предполагает, что дворец и окружающие укрепления были китайской “колонией”. Надписи обращаются к китайскому императору, то есть жители лояльны к нему. Археолог Алексей Ковалёв считает, что здесь мог жить Лу Фан, который объявил себя потомком императора У Ди и поднимал восстания несколько раз. В источниках описывается, что Лу Фан в разные годы жил среди гуннов в середине первого века нашей эры. Возможно, дворец был построен для него.
Миф о том, что дворец принадлежал Ли Лину, появился в 50-х годах среди советских учёных. Сам того не зная, он поселился на берегу Енисея, то есть там, где сам, скорее всего, не бывал никогда. Мы не знаем достоверного владельца дворца. Возможно, узнаем в будущем. Однако строительство китайского дворца, конечно, необычно для таких мест, как хакасская степь.
Посмотреть на дверные ручки, диски и другие находки из дворца можно в музеях Красноярска, Абакана, Минусинска и Москвы.
- 217 просмотров
Комментарии
Добавить комментарий